Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучная направленность «Исследователи природы»
Срок реализации программы – 2 года. Возраст обучающихся – 14-17 лет. Уровень усвоения — разноуровневая
Аннотация «Исследователи природы»
Направленность образовательной программы: естественнонаучная.
Уровень усвоения программы: разноуровневая. Изучение материала в первый год на стартовом уровне, который предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. На втором году – базовый уровень, который подразумевает приобретение базового минимума знаний, умений и навыков; развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей, детской одаренности.
Актуальность: Естественнонаучная деятельность, как одно из направлений дополнительного образования, выступает комплексным средством всестороннего развития личности, ее эффективной самореализации в обществе. Разнообразные формы деятельности обеспечивают комплексный характер в обучении, воспитании и оздоровлении детей, в ней заложены широкие возможности для творческой самодеятельности — спортивной, научной, художественной, технической, социальной и др.
Отличительная особенность программы от уже существующих является включение ребят в активную природоохранную деятельность, конкретность и наглядность результатов работы, оформление работы в современной форме (исследование или проект). Данная программа позволяет более широко использовать такие формы работы, как экологические экскурсии, использовать теоретические знания для выполнения практических заданий, а также уделять больше внимания полевой практике, обеспечивающей возможность научного познания. Программа построена таким образом, чтобы учащиеся не только усвоили информацию, но и воспользовались ею в реальной жизни
Адресат программы: учащиеся 14-17 лет. Набор детей в объединение свободный. Занятия проводятся в кабинете, компьютерном кабинете, на природе.
Объем программы: Программа рассчитана на 2 года, 216 часов, которые распределяются следующим образом: 1 год -108 часов – стартовый , 2 год – 108 часов — базовый.
Основные формы организации содержания и процесса педагогической деятельности:
- организация экскурсий, походов, туристско-краеведческих экспедиций;
- изучение и описание природных объектов родного края с целью их рационального использования и сохранения;
- выявление случаев негативного воздействия человека на окружающую среду, участие в их ликвидации;
- изучение и описание природных объектов с целью создания экологических троп;
- изучение литературных источников, материалов краеведческого музея, архивных документов по истории края;
- тренировки и практические занятия на местности по топографии, спортивному ориентированию;
- участие в различных туристско-краеведческих мероприятиях (соревнованиях, полевых лагерях и лагерных сборах, конкурсах, семинарах и т.д.);
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме.
Программа составлена по трем основным видам деятельности:
- обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: основные понятия «экологическое краеведение», «исследовательская деятельность»;
- анализ и обработка исследуемого материала (оформление работ)
- презентация творческих материалов учащихся (исследовательские проекты);
Срок реализации программы: 2 года обучения, 72 учебных недель, необходимых для освоения данной программы.
Режим занятий: работа объединения рассчитана на 2 раза в неделю по 1,5 часа (с перерывами 5-10 мин.).
1.2. Цель и задачи программы:
Цель: формирование экологической культуры личности на основе вовлечения обучающихся в различные виды деятельности: познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную по изучению уникальной территории Хабаровского края.
Задачи 1года обучения
Предметные:
- Формировать уважительное отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- Овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- Принять и освоить социальную роль обучающегося, развить мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;
- Формировать эстетические потребности, ценности и чувства;
- Развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные:
- Овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиском средств её осуществления;
- Активное использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- Овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
- Овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, экологических, и др.).
Личностные:
- Воспитать любовь к природе и бережного к ней отношения.
- Развить навыки общения, сотрудничества со взрослыми и сверстниками
- Формировать экологическую культуру как части общей культуры человека.
- Формировать аккуратность, целеустремленность, опрятность при выполнении работы, умение доводить начатое до конца
Задачи 2 года обучения
Предметные:
- Формировать целостный, социально ориентированный взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы и народов;
- Формировать чувство гордости за свою Родину, свой родной край, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических ценностных ориентаций;
- Развить самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- Формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к природе;
- Развить этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Метапредметные:
- Формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- Овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- Овладеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- Освоить способы решения проблем творческого и поискового характера.
Личностные:
- Воспитать любовь к природе и бережного к ней отношения.
- Формировать экологическую культуру как часть общей культуры человека.
- Воспитать самостоятельность обучающихся и личную ответственность за собственные поступки.