ДООП «Исследователи природы». Аннотация «Исследователи природы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучная направленность «Исследователи природы»

Срок реализации программы – 2 года. Возраст обучающихся – 14-17 лет. Уровень усвоения —  разноуровневая

Скачать: https://docs.google.com/document/d/1OqEOWD4l6hGgEGU4XJRcJJ8g92LrfbmD/edit?usp=sharing&ouid=117220708990301152415&rtpof=true&sd=true

Аннотация «Исследователи природы»

Направленность образовательной программы: естественнонаучная.

Уровень усвоения программы: разноуровневая. Изучение материала в первый год на стартовом уровне, который предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. На втором году – базовый уровень, который подразумевает приобретение базового минимума знаний, умений и навыков; развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей, детской одаренности.

Актуальность:  Естественнонаучная деятельность, как одно из направлений дополнительного образования, выступает комплексным средством всестороннего развития личности, ее эффективной самореализации в обществе. Разнообразные формы деятельности обеспечивают комплексный характер в обучении, воспитании и оздоровлении детей, в ней заложены широкие возможности для творческой самодеятельности — спортивной, научной, художественной, технической, социальной и др.

Отличительная особенность программы от уже существующих является включение ребят в активную природоохранную деятельность, конкретность и наглядность результатов работы, оформление работы в современной форме (исследование или проект).  Данная программа позволяет более широко использовать такие формы работы, как экологические экскурсии, использовать теоретические знания для выполнения практических заданий, а также уделять больше внимания полевой практике, обеспечивающей возможность научного познания. Программа построена таким образом, чтобы учащиеся не только усвоили информацию, но и воспользовались ею в реальной жизни

Адресат программы: учащиеся 14-17 лет. Набор детей в объединение свободный. Занятия проводятся в кабинете, компьютерном кабинете, на природе.

Объем программы: Программа рассчитана на 2 года, 216 часов, которые распределяются следующим образом: 1 год -108 часов – стартовый , 2 год – 108 часов — базовый.

 Основные формы организации содержания и процесса педагогической деятельности:

  • организация экскурсий, походов, туристско-краеведческих экспедиций;
  • изучение и описание природных объектов родного края с целью их рационального использования и сохранения;
  • выявление случаев негативного воздействия человека на окружающую среду, участие в их ликвидации;
  • изучение и описание природных объектов с целью создания экологических троп;
  • изучение литературных источников, материалов краеведческого музея, архивных документов по истории края;
  • тренировки и практические занятия на местности по топографии, спортивному ориентированию;
  • участие в различных туристско-краеведческих мероприятиях (соревнованиях, полевых лагерях и лагерных сборах, конкурсах, семинарах и т.д.);

Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме.

Программа составлена по трем основным видам деятельности:

  1. обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: основные понятия «экологическое краеведение», «исследовательская деятельность»;
  2. анализ и обработка исследуемого материала (оформление работ)
  3. презентация творческих материалов учащихся (исследовательские проекты);

Срок реализации программы: 2 года обучения, 72 учебных недель, необходимых для освоения данной программы.

Режим занятий: работа объединения рассчитана  на 2 раза в неделю по 1,5 часа (с перерывами 5-10 мин.).

 

 1.2. Цель и задачи программы:

Цель: формирование экологической культуры личности на основе вовлечения обучающихся в различные виды деятельности: познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную по изучению уникальной территории Хабаровского края.

 Задачи 1года обучения

Предметные:

  • Формировать уважительное отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • Овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • Принять и освоить социальную роль обучающегося, развить мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;
  • Формировать эстетические потребности, ценности и чувства;
  • Развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные:

  • Овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиском средств её осуществления;
  • Активное использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • Овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
  • Овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, экологических, и др.).

Личностные:

  • Воспитать любовь к природе и бережного к ней отношения.
  • Развить навыки общения, сотрудничества со взрослыми и сверстниками
  • Формировать экологическую культуру как части общей культуры человека.
  • Формировать аккуратность, целеустремленность, опрятность при выполнении работы, умение доводить начатое до конца

Задачи 2 года обучения

Предметные:

  • Формировать целостный, социально ориентированный взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы и народов;
  • Формировать чувство гордости за свою Родину, свой родной край, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических ценностных ориентаций;
  • Развить самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • Формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к природе;
  • Развить этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Метапредметные:

  • Формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • Овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • Овладеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • Освоить способы решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

  • Воспитать любовь к природе и бережного к ней отношения.
  • Формировать экологическую культуру как часть общей культуры человека.
  • Воспитать самостоятельность обучающихся и личную ответственность за собственные поступки.