АННОТАЦИИ к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам

 «Жемчужина»    (хореография) сложные жизненные ситуации; сформируется выраженное желание и умение самостоятельного образовательного, творческого и духовного развития; сформируется  готовность к обучению в вузах и техникумах (не только творческой направленности) за счёт повышенной работоспособности, конкурентоспособности сформируется умение терпимо относится к любым видам искусства, правильно их оценивать в собственном сознании; укрепиться  здоровье и физическая выносливость.
 «Дети солнца»

(хореография)

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дети солнца» модифицированная на основе дополнительной общеобразовательной программы объединения «Капельки», Черногорск  2013г., авторской программы дополнительного образования детей объединение «Хореография» Шаманова Е.В., п. Михайлавка 2014г.

Дополнительная образовательная программа «Дети солнца» имеет стартовый уровень освоения, интегрированная. Возраст учащихся 6-7лет, срок реализации 1год. При разработке программы  учитывались способности воспитанников, их индивидуальные и возрастные особенности.

Актуальность  программы подтверждается статистическими данными медицинских учреждений, констатирующих факт роста количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением осанки; опорно-двигательного аппарата; заболеваний дыхательных путей.  В процессе систематических занятий танцами у детей вырабатываются новые качества движений (они становятся плавными, естественными, непринужденными, выразительными), формируется грациозная фигура, правильная осанка. Работа по программе дополнительного образования помогает также эффективно решать проблемы детской гиподинамии, избыточного веса, вызванного недостатком двигательной активности современных детей.

Новизна данной программы заключается в использовании наряду с традиционными методиками обучения хореографии методов совершенствования опорно-двигательного аппарата, коррекции осанки, технологий дыхательной гимнастики.

Все занятия строятся по принципу общедоступности, без ущерба для качества образовательного процесса. Волнообразное построение занятий позволяет рационально чередовать трудные упражнения с легко выполнимыми, что позволяет каждому ребенку почувствовать себя успешным в данном виде деятельности, естественным образом поддерживать мотивацию трудной, но достижимой цели.

Цель программы: способствовать эстетическому развитию подрастающего поколения через хореографию; формирование социально-значимых качеств, свойств личности и развитие творческих способностей средствами хореографического искусства.

Программа поможет сформировать умение согласовывать движения со строением музыкального произведения; навыки двигательного воспроизведения ритмических рисунков; умение исполнять простые танцевальные этюды и танцы; умение ориентироваться на сценической площадке; навыки перестроения из одной фигуры в другую; владение первоначальными навыками постановки корпуса, ног, рук, головы; навыки комбинирования движений.

«Искусство танца»

(хореография)

 

Программа является модифицированной на основе авторской образовательной программы, И.Н. Игумнова «Современная хореография», г. Жуковский, 2012; авторской образовательной программы для лицеев искусств, хореографических школ, школ искусств и студий «Народно-сценический танец» О.А. Козорез – Хабаровск, 2000. Программа является последующим этапом обучения, продолжением дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Жемчужина». Срок реализации дополнительной общеобразовательной» 2 года, рассчитана на учащихся 14-17 лет.

Дополнительная общеобразовательная программа «Искусство танца» имеет продвинутый уровень освоения, направлена на обучение одаренных детей, прошедших курс обучения по общеобразовательной общеразвивающей программе «Жемчужина». Образовательная программа является интегрированной, определяет объём материала, который может быть использован  или изменён с учётом состава класса, физических данных и возможностей каждого учащегося, а также с учетом особенностей организации учебного процесса.

В программе «Искусство танца» использован и структурирован личный опыт за несколько лет работы в качестве артистки балета в Хабаровском краевом Музыкальном театре и педагога хореографического объединения «Жемчужина».

Направленность программы «Искусство танца» по содержанию является художественной, по функциональному предназначения имеет учебно-познавательную, досуговую и общекультурную направленность.

Новизна данной дополнительной общеобразовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта учащегося, его морально-волевых, творческих и нравственных качеств направленной на освоение предметного содержания.

Актуальность данной программы состоит в том, что она дает возможность включить танцоров (учащихся) в культурную и социальную практику, активную творческую жизнь (участие в концертах, фестивалях и смотрах), сформируется умение терпимо относится к любым видам искусства, правильно их оценивать в собственном сознании, укрепиться  здоровье и физическая выносливость. Программа обеспечивает высокие адаптационные возможности к физическим нагрузкам, что в последующем позволяет достичь высокого уровня работоспособности

«Территория творчества» (изобразительное искусство) Экспериментальная программа рассчитана для учащихся 7-10 лет. Главными в предложенной программе являются  изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство и конструирование, которые дополняются вводным курсом в мировую художественную культуру, интегрируется с такими видами искусств, как, литература, музыка, театр и тесно взаимосвязано с многими дисциплинами (окружающий мир, история, география, экология и др.).
Программа помогает приобщить детей к мировому историко-культурному наследию, познакомить с особенностями организации разными народами мира архитектурного и ландшафтного пространства, предметной среды. Представления об общечеловеческих ценностях складываются, во-первых, из знакомства с мировым художественным наследием, во-вторых, из освоения отечественного искусства, народного творчества и, в-третьих, из развития общего кругозора, знаний о мире, природе, взаимосвязи человека и природы. Программа последовательно усложняется, открывая перед ребенком широчайший спектр художественных возможностей. На первом этапе дети знакомятся с материалами и инструментами, основами изобразительной грамотности.  Завершая обучение, мы получаем творчески  раскрепощенных, нестандартно мыслящих мальчиков и девочек.

Программа «Территория творчества» представляет собой своеобразную общность детей разного возраста, объединенных возможностью заниматься  множеством видов художественной деятельностью одновременно, что является отличительной особенностью от других программ данного направления.

 «Акварелька» (изобразительное искусство)

 

Программа предназначена для работы с дошкольниками 5-6 лет. Адаптирована на основе реализуемой модифицированной программы «Мир цвета и формы». Программа «Акварелька» направлена не только на формирование навыков рисования, но и создание условий для общего развития ребенка. Всем этим требованием отвечает,  предложенное Б. Юсовым модульное сочетание искусств, следуя которым мы знаем, что в дошкольном возрасте доминирует музыкальная, театральная, игровая и изобразительная деятельность. Данный модульный подход учитывается при организации работы в центре внешкольной работы.  Каждый педагог, организуя образовательный процесс с дошкольниками и младшими школьниками, включает в свою работу  игровые моменты и музыкальное сопровождение, а также речевые упражнения для детей. Таким образом,  одно из важнейших условий реализации данной программы —  проведение интегрированных занятий.
Интегрированные занятия по программе «Акварелька»  предполагают знакомство учащихся со всеми видами изобразительного искусства, устным народным творчеством, музыкальными произведениями,  а также использование логопедических игр, чистоговорок,  потешек и других инструментов для развития речи.  Так как  только при гармоничном воздействии изобразительного искусства, музыки, литературы, импровизации формируется личность, способная к художественному творчеству.
«Мир цвета и формы»

 

Данная образовательная программа составлена на основе программы студии изобразительного искусства «Этюд», автор Зернов А.М., Красная Яруга, 2011г. Адресат программы – школьники начальных классов.

Дополнительная образовательная программа предполагает вариативность в содержании изучаемого материала, организационных условиях и этапах образовательной деятельности в зависимости от индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие техник и способов изображения предоставляет воспитанникам более широкий спектр возможностей реализации своего творческого потенциала. В процессе работы выявляются дети, имеющие склонность к определенному виду деятельности, для которых создается индивидуальный план работы.

Отличительной особенностью программы является то, что особое место в ней отводится изучению нетрадиционных способов изображения. Опыт работы свидетельствует, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. Положительные эмоции являют собой стимул к дальнейшему деятельному творчеству, формированию нового уровня образовательных потребностей, стремлению добиваться более высоких результатов.

«Основы дизайна» Программа предполагает работу с детьми 9-12 лет в течение двух лет обучения. Программа модифицирована на основе типовой программы «Техническая графика и основы дизайна», разработанной Ю.В. Катхановой, М. Просвещение, 1990г. На занятиях учащиеся узнают, что включая в себя художественное проектирование, приобретают навыки моделирования и макетирования. Также осваивают практические основы рисунка, цветоведения, композиции, основ декоративно-прикладного искусства.

Программа дает возможность не только изучить различные техники декоративно-прикладного искусства, но и применить их, используя комплексно, при проектировании интерьера, и всего,  что, так или иначе,  окружает нашу жизнь.

 «Мастеренок»

(декоративно-прикладное

искусство)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастеренок» составлена на основе авторской программы А.А.Киселевой «Когда творим мы, чудеса»,   имеет художественную направленность, базовый уровень освоения. Срок реализации предлагаемой программы – один год обучения.  Рассчитана программа на учащихся 7-12 лет. Целью программы является создание условий для раскрытия и развития потенциальных творческих способностей и возможности ребенка средствами декоративно – прикладного искусства.

Актуальность программы определяется тем, что в последние годы у учащихся повышается интерес к различным видам декоративно-прикладного творчества. Работа по программе предоставляет возможность детям в условиях детского объединения дополнительного образования в полной мере реализовать все свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни. Одно из важных условий реализации данной программы – проведение интегрированных занятий.

Прописан отдельный блок работы с одаренными детьми, используется диагностика выявления одаренных детей в декоративно – прикладном искусстве. Так же ведется диагностическая работа по выявлению индивидуальных особенностей развития каждого учащегося, коллектива в целом проводится в виде стартовой аттестации, которая проводится в начале изучения новой темы программы. Данные аттестации фиксируются в индивидуальных маршрутных картах. Сохранность контингента наблюдается в течение всего учебного процесса. Диапазон  декоративных работ предлагаемых в данной программе – популярные виды ручного труда, рукоделия, доступные для детей различного возраста и  предусматривает принцип от простого к сложному.

«Капитошка»

(декоративно-прикладное

искусство)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Капитошка» по уровню усвоения носит стартовый характер.

Программа является  модифицированной, при разработке использована авторская программа «Росток»О.С.Михно.

По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности программа является интегрированной. Срок реализации предлагаемой программы – один год обучения, рассчитана  на учащихся 6-6,5 лет.

Целью программы является формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Актуальность программы, заключается в том, что  работа по дополнительной общеобразовательной программе предоставляет возможность детям в условиях творческого объединения  дополнительного образования в полной мере реализовать все свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни.

Программа способствует  раскрытию и развитию  творческих способностей ребёнка с различным материалом  и  освоению основных навыков с возможностью в дальнейшем использовать их самостоятельно.

«Волшебные петельки» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа модифицированная на основе типовой программы «Вязание крючком» Т.И.Еременко, 1984г. Программа рассчитана на два года обучения, для учащихся 7 – 17 лет. Уровень освоения — базовый.

Цель программы – привить обучающимся любовь к прикладному искусство, через обучение вязания крючком.

На первом году обучения, программой предусмотрено выполнение простых несложных изделий, таких как, например, игольницы, карандашницы, игрушки-сувениры, салфетки. Второй год обучения предполагает углубленное погружение в творческий процесс. Это вызывает интерес детей, позволяет проявить им всю свою творческую индивидуальность, фантазию при выборе модели, подборе цвета, окончательной отделке. Что, в свою очередь, способствует хорошему усвоению основных приемов вязания, их условных обозначений, умению выполнять узоры и изделия по записи.

В программу входит знакомство обучающихся с историей ручного художественного вязания и ассортиментом современных изделий, с инструментами, пряжей и ее свойствами, правилами безопасности труда. Базовый уровень освоения программного материала обусловлен обучению первичным навыкам владения крючком.

Ожидаемые результаты: развитие у учащихся стойкого интереса к занятиям и привитие любви к прикладному искусству. Создание  творческого  коллектива на основе взаимопомощи и сотрудничества и активное участие в конкурсах и выставках

«Школа вязаного дизайна» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа вязаного дизайна» модифицированная на основе авторской программы С.А.Вдовиной «Вязание крючком». срок реализации 3года, рассчитан для детей и подростков  7 —  17 лет, уровень освоения — продвинутый. Цель программы: привитие учащимся трудовых навыков, формирование у них эстетического вкуса, развитие творческих способностей путем обучения вязания крючком.

Программа первого года обучения направлена на овладение учащимися основными приемами вязания крючком и техникой вязания узоров и кружев. Освоение программного материала базируется на углубленном изучении истории до техник вязания на всех годах обучения. Второй год — на обучение детей вязания продольных и поперечных кружев, а также вязания в филейной, брюггской и ирландской технике. Третий год предполагает работу по обучению учащихся основам пестрого вязания, техники выполнения орнамента, особенностям кругового  объемного вязания, технологии изготовления вязаной одежды.

Результатами обучения по данной программе могут являться положительные психические изменения (развитие памяти, внимания, мышления, моторики рук), развитие творческих способностей,  профессиональное самоопределение учащихся, а также  повышение престижа объединения. По итогам тематических разделов образовательной программы учащиеся становятся участниками конкурсов, выставок, принимают участие в ярмарках.

«Художественный мир»

(изобразительное искусство)

 

Дополнительная  общеобразовательная программа составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования — «Смотрю на мир глазами художника» автор Е.И. Коротеева, Москва «Просвещение» 2012г. Образовательная программа «Художественный мир» предусматривает чередование занятий индивидуального практического творчества учащихся и занятий коллективной творческой деятельности.

Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Участие в выставках дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа  направлена  на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки учащегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть  всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по — настоящему желающий этого ребенок.

«Театр, где играют дети» Программа творческого объединения «Театр, где играют дети»  для обучающихся 9-12лет, модифицированая на основе авторской программы «Театр, где играют дети» (автор Соболевой Оксаны Николаевны, 2009 г. издания), в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Главной целью  программы является создание условий для воспитания нравственных качеств личности воспитанников, творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации  их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.

Новизна программы заключается в том, что через знакомство и приобщение детей к театральному искусству обеспечивается совершенствование процесса развития  и осуществляется подъем духовно-нравственной культуры обучающихся. Театр — искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве яв­ляется не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого воспитанника — своя творческая задача, дает ребятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей.

 «Мастерица»

(кройка и шитьё)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерица» модифицированная на основе составлена для учащихся в возрасте от 10 до 18лет. Срок освоения программы 3года. Программа первого года обучения рассчитана на 144часа по 4 часа в неделю, второго и третьего года обученич – 216часов занятий по 6 часов в неделю. Количество детей от 8 до 12 человек в группе, запись в объединение свободное и по желанию детей.

Программа составлена с учетом многолетнего опыта обучения моделированию конструированию одежды, приведена в соответствие с современными требованиями, имеет художественную направленность.

Содержание образовательной программы направлено на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, на профилактику асоциального поведения, приобщение к общечеловеческим ценностям. В ней отражен опыт профориентационной работы на осознанное профессиональное самоопределение. Реализация программы позволит раскрыть и развить у подростков внутренние стимулы самосовершенствования, творческую самореализацию, обеспечит адаптацию к социальной среде, профессиональное самоопределение, укрепление психического и физического здоровья.

Цель программы: создание условий для раннего профессионального самоопределения, творческой самореализации, адаптации к социальной среде.

Освоение программы осуществляется в три этапа. Первый этап (учащиеся 10-12 лет) имеет ознакомительно — практический характер – уровень «подмастерье». Второй этап (13-15лет) — прочное усвоение методов и способов обработки, построение конструкции поясных изделий — «мастер». На третьем этапе (15-18 лет) — «мастер-инструктор» — построение конструкций плечевых изделий, повышение уровня мастерства и навыков в работе, умение применить полученные знания в повседневной жизни, принимает активное участие в подготовке и проведения фестиваля «Подиум-Дебют», оказывает помощь начинающим.

Изучаются стартовые возможности и динамика развития ребенка в образовательном процессе. Педагог на занятии создаёт положительный эмоциональный фон. Яркость, красочность предлагаемых работ вызывают высокий эмоциональный отклик у детей.

Огромное значение для развития личности приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с другими детьми. Развивается чувство ответственности, сопричастность общему делу. Так же данной образовательной программой, предусматривается разработка и изготовление авторских работ обучающихся с высоким качеством их выполнения, для участия в выставках и фестивале детской и молодёжной моды «Подиум – Дебют». Участие в исследовательской работе позволяет обучающимся раскрыть их творческий потенциал, возможность не только обучатся, но и исследовать направления современного прикладного творчества.

                                    Техническая направленность
«Чудо лобзик» Выпиливание лобзиком как один из видов художественной обработки древесины, в частности фанеры, несет в себе, прежде  всего развивающую цель. Способствует формированию более устойчивого  внимания, повышению самооценки личности, воспитание осознанной целеустремленности и настойчивости для достижения поставленных задач, умению работать в коллективе, воспитывает чувство товарищества и уважения к ручному труду. Дополнительная общеобразовательная программа «Чудо-Лобзик» имеет техническую направленность и рассчитана на два года обучения, возраст учащихся 9-13 лет. Обучение  по данной программе направлено на развитие у учащихся умений ориентироваться в задании, уметь планировать последовательность своих действий, объективно оценивать качество своего труда, а также бережно относиться к инструментам, оборудованию, целесообразно расходовать материал. Занятия в объединении позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание учащихся, рационально использовать свободное время, воспитывают чувство товарищества и уважение своему и чужому труду. Кроме того это занятие очень увлекательное, Процесс выпиливания захватывает, так как в каждую деталь вложен личный труд, а готовое изделие оценивается как собственное произведение. А если в изделие, над которым работал внести собственные изменения, то оно будет особенно дорого. Тем самым у ребенка появляется стремление повышать качество своего труда и растет его самооценка. Занятия в объединении состоят из теоретической и практической частей и ведутся по принципу: «от простого к сложному». Основной упор делается на практические занятия, это либо выполнение учащимися заданий, предложенных педагогом, либо индивидуальные задания, которые учащиеся выбирают самостоятельно, исходя из своих возможностей. Такой метод способствует развитию у учащихся творческого мышления, повышает интерес к выпиливанию, да и вообще к ручному труду, а также психологическому росту личности.
«Судомоделирование» Освоение программы состоит из трех этапов: начальное техническое моделирование, основы спортивного судомоделизма, спортивное совершенствование.

Начальное техническое моделирование – направлено на развитие интереса к техническому моделированию, на развитие образного и логического мышления, на освоение учащимися навыков работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями ручного труда. Освоение данной ступени программы позволяет учащимся ознакомиться с принципами моделирования и изготовлением несложных моделей. Основы спортивного судомоделизма включают в себя конструирование спортивных радиоуправляемых моделей и выступление на соревнованиях регионального и федерального значения. На этом этапе важно привить детям первичные инженерные навыки.

На этапе спортивного совершенствования учащиеся начинают принимать больше собственных решений и реализовывать свои идеи. Главной целью спортивной деятельности всегда является победа. Качества победителя, такие как упорство, нацеленность на результат, умение работать в команде приобретаются ребятами и остаются с ними после обучения.

В процессе освоения учащиеся получают углубленные знания свойств конструкционных материалов, конструкции и основы двигателя внутреннего сгорания, механизмов передачи крутящего момента, редукторов, радиоуправления.

Программа предусматривает использование математических знаний (выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, работа с геометрическими фигурами и телами, работа с 3d-графикой для модельного проектирования  конструкций и создания чертежей деталей). Освоение правил работы и преобразование информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика». Диагностика уровня освоения образовательной программы «Судомоделирование» проходит два раза в год. Один из важнейших оценочных видов – проведение соревнований, в процессе которых учащийся видит свои преимущества и ошибки, получат возможность выработать навык анализа своих действий.

«Робототехника» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Робототехника» соответствует основному базовому уровню образования,  имеет техническую направленность.                                                                                                                   Робототехникаэто проектирование, конструирование и программирование всевозможных интеллектуальных механизмов-роботов, имеющих модульную структуру и обладающих мощными микропроцессорами. Актуальность. В последнее время в нашей стране уделяется большое внимание развитию робототехники. Роботы в том или ином виде присутствуют практических во всех видах деятельности: в быту на производстве, в медицине, космосе, военном, спасательном деле и т.д. Все эти быстроразвивающиеся сферы робототехнике требуют классифицированных специалистов в данной области. В связи с этим в настоящее время образовательная робототехника приобретает все большую значимость и актуальность. Благодаря изучению робототехники, техническому творчеству, направленному на проектирование и конструирование роботов, стало возможным дополнительно мотивировать школьников на изучение физики, математики, информатики, выбору инженерных специальностей, проектированию карьеры в индустриальном производстве, а так же привлечь детей к исследовательской деятельности.

На занятиях в объединении «Робототехника» используются образовательные наборы конструктора Lego Mindstorms EV3, который позволяет учащимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. Занятия по данной программе формируют специальные технические умения, развивают аккуратность, усидчивость, организованность, нацеленность на результат.

Формой организации деятельности обучающихся, является индивидуально – групповая работа. Методами обучения, в основе которой лежит способ организации занятия, являются объяснительно-иллюстративные,  репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские методы обучения. Дополнительным преимуществом изучения робототехники является создание команды единомышленников  и ее участие в соревнованиях, фестивалях по робототехнике, что значительно усиливает мотивацию учеников к получению знаний. Программа модифицированная на основе авторской программы М.С.Барановской, срок реализации 3года для учащихся 8-17лет.

«Начальное техническое моделирование» Начальное техническое моделирование – это первые шаги в самостоятельной творческой деятельности по созданию поделок и несложных моделей технических объектов; это позитивный процесс формирования познавательной деятельности и начальных политехнических навыков у младших школьников.

В процессе реализации программы обучающиеся создают различные по сложности, но доступные для выполнения конструкции из легкообрабатываемых материалов, пользуясь инструментами ручного труда и приспособлениями.

Программа позволяет не только  обучить ребенка правильно моделировать и конструировать, но и подготовить обучающихся к планированию и проектированию разноуровневых технических проектов и в дальнейшем осуществить осознанный выбор вида деятельности в техническом творчестве (радиотехника, авиамоделирование, судомоделирование). Программа является модифицированной. Детское объединение посещают дети дошкольного возраста, срок реализации один год обучения. рассчитана на 72 часа в год. Занятия проводятся  2 раза в неделю по 2 часа. Уровень усвоение программы базовый.

Программа существенно влияет на развитие познавательной мотивации у детей младшего возраста к техническому творчеству, оказывает влияние на формирование устойчивых трудовых и профессиональных интересов, что  в дальнейшем влияет на выбор рода занятий в их будущей жизнедеятельности. Важна практическая значимость занятий. Большую роль в процессе создания развивающей среды играет расширение возможностей включения ребенка в проектную, исследовательскую и творческую деятельность.

«Автомоделизм Rc-drift» Программа «Автомоделирование» по содержанию соответствует технической направленности. Занятия проводятся с учащимися в возрасте 9-17 лет, 2 раза в неделю по 2 часа 144 часа в год. Программа рассчитана на 1 год обучения. Запись в объединение проводится свободно, по желанию детей.

Автомоделизм – это инженерное проектирование, конструирование, постройка действующих моделей транспортного средства в технических и спортивных целях.

При моделировании модельной техники происходит не только знакомство и приобщение к технике, как таковой, но и позволяет получить весь набор знаний, умений и навыков, присущих классической школе моделизма, и даже больше, ведет к оттачиванию мастерства юными моделистами. Предполагается возможность более широкого вовлечения детей и молодежи к занятию автомоделизмом. Сравнительное удешевление процесса обучения. Трасса, модели, комплектующие, аксессуары, частично изготавливаются руками педагогов и воспитанников.

Цель дополнительной общеразвивающей программы «Автомоделирование» заключается в создании условий для социального и профессионального самоопределения детей и подростков, занимающихся в объединении автомоделизма, развивает интерес к профессии в области автомобмльной технике. Контроль знаний проводится в виде выставок моделей, соревнований, конкурсов. Программа предусматривает применение средств диагностики достигнутых результатов.

«Мир компьютерных игр» Программа является модифицированной. Разработана на основе типовой программы А.В.Лебедевой. Программа направлена на обучение основным навыкам работы на компьютере, приобщение к информационным технологиям, развитие логического мышления. Идея создания данной программы заключается в том, чтобы с помощью компьютерных игр акцентировать внимание на развивающие игры, развить у детей логическое и пространственное мышление, находчивость и быструю реакцию. Программа адресована школьникам младшего и среднего возраста. Программа позволит школьникам освоить и подружиться с компьютером на интересом и доступном ему материале.
«Видео- кадр» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Видео-кадр» составлена на основе авторской программы «Стоп кадр» Прохоренко Ю.В., имеет техническую направленность и базовый уровень освоения программы. Дополнительная общеобразовательная программа направлена на овладение учащимися основными приемами видеосъемки, монтажа и создания видеороликов, кроме этого, программа способствует формированию навыков режиссерской работы. Работа  по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации. Возраст обучающихся: 12-17 лет. Срок реализации программы – два года.

Целью программы является создание условий для раскрытия и развития  технических навыков и мышления обучающихся к съёмке и монтажу видеороликов, фото и видео съемки. Новизна программы заключается в освоении современных видео устройств и программных продуктов.

Программа дает возможностью удовлетворения интереса и реализации способностей обучающихся в области телевизионной техники и программных продуктов. Педагогическая целесообразность определяется тем, что в процессе групповой работы над проектом происходит развитие коммуникативных качеств обучающихся. Развитие ответственности обучающегося за выполненную работу достигается путем включения каждого в проект со своим заданием. Развитие умения обрабатывать различную информацию с помощью специальных редакторов достигается в процессе самостоятельной работы каждого учащегося над индивидуальным заданием.

«Мой друг компьютер» Целью программы является создание условий для раскрытия и развития  обучающихся к эффективному использованию информационных технологий в образовательной и практической деятельности. Учащиеся приобретают знания и умения работы на ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой друг — компьютер» составлена  на основе авторской программы «Мой друг — компьютер» Горячевой А.В. Имеет техническую направленность и базовый уровень освоения программы. Срок реализации программы – два года обучения.  Рассчитана программа на учащихся 12-17 лет.  Дополнительная общеобразовательная   программа «Мой друг – компьютер» позволяет  сформировать у подрастающего поколения новые компетенции, необходимые в обществе, использующем современные информационные технологии, позволит обеспечивать динамическое развитие личности ребенка, его нравственное становление, формировать целостное восприятие мира, людей и самого себя, развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка в оптимальном возрасте.
Физкультурно-спортивная направленность
«Теннис» Большой теннис – игра лидеров и стратегов. Для теннисиста важно все – физическая подготовка, техника, выдержка, психологическая устойчивость и проницательность, способность думать наперед, реакция, интуиция. Срок реализации программы — 8лет, возраст обучающихся от 7 до 18 лет, программа модифицированная Специфика организации обучения по дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности «Теннис» заключается в том, что программа предусматривает последовательность изучения и освоения материала по технической, тактической, специальной физической и теоретической подготовке в соответствии с периодами обучения, что позволяет соблюсти принцип преемственности в построении учебно-тренировочного процесса.

Программа предусматривает организацию образовательного процесса для трех этапов обучения: начальная подготовка, учебно – тренировочная и совершенствования. Программа модифицированная на основе учебной программы для детско-юношеских спортивных школ и

специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва.-М.н.:НИИФКиС-2003г.Кулешова М.В.

Программа включает в себя разделы освещающие теоретическую, физическую, технико-тактическую, психологическую и соревновательную деятельности, а также  средства и методы подготовки, систему контроля  нормативов  и качества выполнения игровых упражнений. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа способствует вовлечению  обучающихся в учебно-тренировочный процесс, что в свою очередь, положительно сказывается на физическом состоянии детей, формирует  позитивную  психологию общения и коллективного взаимодействия, способствует повышению самооценки. Освоение программы обучающимися расширяет их двигательные возможности, а также компенсирует дефицит двигательной активности.

«Бадминтон» В основу программы «Бадминтон» положены нормативные требования по физической и спортивно – технической подготовке.

Программа разделена на  два этапа обучения, 1-этап начальной подготовки, 2-этап  совершенствования.

Дополнительная  общеобразовательная программа «Бадминтон» разработана на основе типовой образовательной  программы для детей спортивно-юношеской школы, имеет физкультурно- спортивную  направленность.

Цель, задачи и преимущественная направленность программы: овладение основными техническими приемами бадминтона, привлечение детей к систематическим занятиям и оздоровительным упражнениям, что позволяет укрепить здоровье и развитие  физического, психического здоровья учащихся.

Программой предусматриваются теоретические и практиче­ские занятия. При планировании программного материала уп­ражнения подбираются в зависимости от уровня общей и специ­альной физической подготовленности, пола и возраста учащихся, а также оборудования мест для занятий.

Основное внимание при работе в объединениях бадминтона, осо­бенно в подготовительной и подростковой группах, должно уде­ляться всесторонней физической подготовке, направленной на развитие силы, быстроты, скоростной выносливости, ловкости и гибкости, а также внимания. Для выработки этих качеств долж­ны быть использованы специальные комплексы упражнений, в которые входят общеразвивающие, специальные упражнения, занятия различными видами спорта, специальные упражнения на расслабление.

Целью обучения учащихся бадминтону является содействие всестороннему развитию личности. Слагаемым успехом является: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания, навыки и основные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Все занимающиеся в кружке бадминтона делятся на  учебные группы с учетом возраста, пола и спортивной подготовлен­ности: подготовительная (9-12 лет), подростковая (13-14 лет), младшая юношеская (15 -16 лет), группа совершенствования  мастерства (17-18 лет), программный материал для каждой группы рассчитан на 2 года обучения. Продолжительность занятий -2 раза в неделю по 2 часа.

«Лыжные гонки» Лыжный спорт является одним из наиболее популярных и массовых в нашей стране, занятие лыжным спортом компенсируют недостаточную двигательную активность современных подростков, в результате предотвращение многих заболеваний, совершенствуется функциональные возможности организма, повышается роботоспособность. Образовательный процесс осуществлялся на основе модифицированной дополнительной общеобразовательной программы «Лыжные гонки», для учащихся 8 – 16 лет, срок реализации 3 года обучения. Новизна программы обусловлена тем, что обучение и подготовка детей будет осуществляться с раннего школьного возраста, что позволяет выявить потенциально перспективных спортсменов и качественно подготовить их, путем систематических тренировок.

Выполнение программы рассчитанно: на первый год 2 раза в неделю по 2 часа, 2год и последующие: 3раза в неделю по 2часа. Основной формой учебно-тренировочного процесса являются групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, участие в соревнованиях.

На занятиях применяются такие методы как: наблюдение, наглядный, словесный, соревновательный. Занятия носят строго регламентированные упражнения, на занятиях применяются круговые, переменные, равномерные методы тренировки. На каждом занятии педагог создает мотивацию к выполнению задания учащимся, при этом создается ситуация успешности ребенка.

«Футзал» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Футзал» призвана осуществлять 3 исключительно важных функции: создавать эмоционально значимую среду для развития ребёнка и переживания им «ситуации успеха»; способствовать осознанию и дифференциации личностно-значимых интересов личности; выполнять защитную функцию по отношению к личности. Ведущими ценностными приоритетами программы  являются: демократизация учебно-воспитательного процесса, формирование здорового образа жизни, саморазвитие личности, создание условий для педагогического творчества, поиск, поддержка и развитие детской спортивной одаренности посредством выбранного ими вида спорта. Актуальность данной программы дополнительного образования в том, что она усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации сил, знаний, полученных детьми и подростками в базовом компоненте, формированию жизненных ценностей, овладению опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля ребенка и помогает ребятам в профессиональном самоопределении. Новизна программы состоит в удовлетворении возрастной потребности в идентификации личности, определении жизненных стратегий и обретении навыков их реализации, сохранении и культивирование уникальности личности несовершеннолетних граждан, создании условий, благоприятных для развития спортивной индивидуальности личности ребенка посредством дополнительной деятельности по интересам. Образовательная программа позволяет решать задачи физического воспитания обучающихся, формируя у них целостное представление о физической культуре, ее возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное — воспитывая личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности. Технические приемы, тактические действия и игра в мини-футболе таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей. Программа построена по принципу изучения, и повторения объема знаний, умений и навыков. Занятия проводятся в форме физкультурных занятий, теоретической подготовки, проведения культурно — массовых мероприятий, соревнований, бесед, конкурсов, игр, помогающих развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования.
«Вундеркинд»

(шахматы)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа шахматного объединения «Вундеркинд» составлена  на основе программы А.Карпова «Учитесь шахматам», и В.Пожарский «Шахматный учебник для детей», срок обучения 4года, возраст учащихся 7-15лет. Обучение шахматам это целостный курс, направленный на формирование высоконравственной, творчески активной личности. Весь учебный материал программы распределен в соответствии с принципом последовательности и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.
«Футбол» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Футбол» разработана на основе типовой программы А.М.Четырко «Футбол», для учащихся 11-16лет, срок реализации 6лет. Занимающиеся в объединении делятся на три возрастные группы: младшую(11-12 лет), подрастковую (13-14лет) и младшую юношескую (15-16лет). Весь учебный материал программы распределен в соответствии с возрастным принципом комплектования групп по футболу и рассчитан на последовательное и постепенное расширение, теоретических знаний, практических умений и навыков. В каждой возрастной группе решаются определенные задачи. Целью программы является — углубленное изучение спортивной игры футбол.

 

Изучение теоретического материала программы осуществляется в форме бесед, которые проводятся, как правило, в начале занятий (как часть комплексного занятия). Кроме того, теоретические сведения сообщаются обучающимся  в процессе проведения практических занятий. При изучении теоретического материала следует широко использовать наглядные пособия, видеозаписи, учебные кинофильмы.

Практические занятия по физической, технической и тактической подготовке проводятся в форме групповых занятий по общепринятой  методике. Большинство практических занятий проводятся на открытом воздухе. Формирование навыков в технике владения мячом одна из задач всесторонней подготовки футболиста, необходимый футболисту его техническая, физическая и волевая подготовка.

«Настольный теннис» Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья, а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы. Соревновательный характер в игре, имеет ключевое значение в игре, ведь удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний, игра формирует умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом. Эти особенности настольного тенниса  создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся поведенческих установок, эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка.

Дополнительная общеобразовательная программа составлена на основе типовой образовательной программы по настольному теннису для детско-юношеских спортивных школ, относящейся  к спортивно-оздоровительному этапу. В учебные группы принимаются дети от 8 до 16 лет. Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа, 144 часа  в год. В объединение принимаются все желающие учащиеся, имеющиеся допуск врача. Новизна  программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования  и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта  очень популярным среди школьников и молодёжи, являясь увлекательной спортивной игрой,  представляющей собой  эффективное  средство  физического  воспитания и всестороннего физического развития. Актуальность программы выступает в том, что этот вид игры доступен всем, кто играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей.

Выбор спортивной игры – настольный теннис —  определился популярностью ее в детской среде, доступностью.

Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий настольным теннисом. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей.

«Национальные виды спорта» Программа авторская, рассчитана для  учащихся 10-17лет. Она предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий, выполнение упражнений и участие в спортивных соревнованиях. Главная цель программы: возрождение национальных традиций и национальных видов спорта народов Севера и Приамурья. Программа должна выполнять предназначенную ей роль: обеспечить развитие всех физических качеств, привить необходимые знания по национальным видам спорта и спортивной деятельностью.

Основные задачи теоретических занятий — формирование необходимых знаний по физической культуре и спорту, дать знания по истории и развитии национальных видов спорта, личной гигиене, о врачебном контроле и самоконтроле, о первой помощи при травмах, правилах и организации соревнований. На практических занятиях приобретаются умения и навыки в отдельных видах спорта, ремонта и хранение инвентаря, развиваются специальные качества спортсмена. Главной особенностью программы является то, что в программе освещены тонкости национальной игры «ЧАКПАН» и нанайской борьбы на поясах, которая близка к всероссийской борьбе на поясах. Обучающиеся осваивают такие виды спорта как стрельба из национального лука, метание тяжести, гребля на оморочке и лодке, перетягивание каната. Для отслеживания роста спортивного мастерства учащиеся сдают нормативы и принимают участие в соревнованиях различного ранга.

«Волейбол» Основой подготовки занимающихся в объединении «Волейбол» является универсальность в овладении технико-тактическими приемами игры. В связи с этим для групп начальной подготовки первого и второго годов обучения ставятся следующие задачи: укрепление здоровья и содействие правильному разностороннему физическому развитию, укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, гибкости, ловкости, обучение основам техники перемещений и стоек, подачи мяча, приема и передачи мяча, нападающего удара, начальное обучение простейшим тактическим действиям в нападении и защите, привитие интереса к соревнованиям, подготовка к выполнению и сдаче нормативов комплекса ГТО, выполнение нормативных требований по видам подготовки. Основной задачей работы в учебно-тренировочных группах является дальнейшая технико-тактическая подготовка юных волейболистов, а также знакомство с игровой специализацией по функциям игроков. В годичном цикле учебно-тренировочных занятий в учебно-тренировочных группах уменьшается объем общей физической подготовки и увеличивается объем тактической подготовки. Программа модифицированная, разработанная для обучающихся 10-16лет.

Дополнительная общеобразовательная программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачу занимающимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях. Непосредственными условиями выполнения этих задач является многолетняя, целенаправленная подготовка учащихся, привитие интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом, подготовка и выполнение нормативов комплекса ГТО, подготовка общественных физкультурных организаторов (инструкторов и судей) по волейболу. Основной принцип работы объединения по волейболу — выполнение программных требований по физической, технической, тактической теоретической подготовке, выраженных в количественных (часах) и качественных (нормативные требования) показателях.

Для успешного овладения программным материалом необходимо сочетать занятия в кружке с самостоятельной работой, которая предлагается учащимся в виде заданий, разработанных руководителем объединения совместно с занимающимися.

«Гандбол» Гандбол – универсальная спортивная игра, которая имеет общие корни с футболом и баскетболом, а по атлетизму мало в чем уступает регби. Основные технические приемы гандболистов – это бег, ускорения, перемещения, отрывы, опорные броски в прыжке по воротам, передача и ловля мяча самыми различными способами, борьба за мяч и позицию и т. д., а также игра гандбольного вратаря. Все они тесно связаны с такими видами спорта, как легкая атлетика, гимнастика, борьба и акробатика. Так же занятия ручным мячом обладают большим оздоровительным эффектом, так как в упражнениях задействованы практически все группы мышц и системы организма, что обеспечивает гармоничное физическое развитие обучающихся. Динамика движений положительно влияет на подвижность суставов, развивает связочный аппарат, увеличивает мышечную силу, повышает выносливость организма, развивает быстроту движений, реакцию и координацию. Регулярные занятия гандболом укрепляют и сердечно-сосудистую систему. В процессе занятия необходимо систематически оценивать реакцию детей на предлагаемую нагрузку, следить за самочувствием, вовремя замечать признаки утомляемости и предупреждать перенапряжение, а также формировать у детей необходимые навыки по отношению к спортивной одежде, гигиене, по технике безопасности и самоконтролю за состоянием здоровья. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана на основе авторской программы Г.П.Клусова, для возраста учащихся 11-12 лет, срок реализации программы 3года. При разработке программы использованы передовой опыт обучения и тренировки гандболистов, результаты научных исследований по вопросам подготовки спортсменов, практические рекомендации спортивной медицины, теории и методики физического воспитания, педагогики, физиологии, гигиены, психологии. При системном подходе процесс подготовки рассматривается в многолетнем аспекте с учетом единства тренировки, соревнований и усиливающих их эффект восстановительных воздействий. К завершению работы объединения (трехгодичный курс) показателем работы является не только физическое состояние учеников, но и успешное выступление в спортивных соревнованиях.
«Баскетбол» У баскетбола есть одно ценное качество – он универсален. Так, систематические занятия баскетболом оказывают на организм школьников всестороннее развитие, повышают общий уровень двигательной активности, совершенствуются функциональную деятельность организма, обеспечивает правильное физическое развитие. Польза от занятий баскетболом огромна – вовлечение учащихся в регулярные занятия баскетболом — это здоровье миллионов, это готовность к труду, это подготовка к военной службе. Ввиду неравномерности биологического развития ребенка, к нему необходим индивидуальный подход, который и обуславливает успех в развитии.

Задачи программы:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена на основе модифицированной программы И.А. Водяникова. Программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия проводятся: первый год — 4часа, последующие 2 года — 6 часов в неделю.  Возраст детей – 14-16 лет.  Особая роль педагога состоит в правильном выборе методов и приемов обучения, которые должны соответствовать предыдущему опыту учащегося, его знаниям и умениям. Новизна программы состоит в том, интерес к баскетболу с каждым годом растет, поэтому по массовости и популярности он опережает многие виды спорта. Баскетбол в школе рассматривается как средство не только физической подготовки, освоения технической и тактической стороной игры, но и повышения умственной работоспособности, снятия утомления учащихся, возникающего в ходе занятий по общеобразовательным дисциплинам.

Баскетбол формирует такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы интересам коллектива, класса, команды, взаимопомощь, чувство долга.

«Юные судьи туризма» Туризм — как школа жизни, больше всего отвечает потребностям ребёнка и подростка: общение со сверстниками на природе, самостоятельность, сопереживание, дружба, взаимовыручка, испытание себя — всё, чего иногда не хватает дома, в школе. Программа включает в себя блоки различных видов туризма (пеший, водный, лыжный). Работа с такими блоками позволяет с высокой степенью достоверности проиграть реальную экстремальную ситуацию, связанную с риском для жизни, воспитывая при этом такие качества как чувство ответственности за себя и окружающих, наличие индивидуальности и навыки сотрудничества и соучастия, повышать самооценку и социальный статус обучаемых.

Дополнительная общеобразовательная программа адаптированная, разработана на основе типовой программы «Юные судьи туристских соревнований», 2005г. Программа рассчитана на учащихся в возрасте 11-16 лет. Программа является профессионально-ориентированной, соединяющей в себе краеведческое, экологическое и спортивно-туристическое направления деятельности и в этом её актуальность.

Программа дополнительного образования «Юные судьи туризма» заключается в том, что занятия в течение учебного года сочетают теорию и практику. Особое внимание уделяется практическим занятиям на свежем воздухе. Большая часть программы осваивается выполнением практических действий на тренировках. Возможно участие в профильных лагерях, соревнованиях  и слётах туристов-краеведов. Учащиеся получают возможность выполнения юношеских и спортивных разрядов по спортивному туризму.

«Юный спасатель» Дополнительная образовательная программа «Юные спасатели» модифицирована на основе программы для системы дополнительного образования детей Центра детско-юношеского туризма и краеведения МО РФ « Юные туристы-спасатели» 2007 г.   Программа рассчитана на учащихся в возрасте 11-16 лет.

В условиях современного мира, повышения уровня опасности и роста техногенных аварий и катастроф, необходимо совершенствование знаний и умений в области обеспечения личной и общественной безопасности. Для этого необходимо расширение знаний безопасности жизнедеятельности со школьного уровня, до уровня специальной подготовки в условиях дополнительного образования. Данная программа даёт возможности наиболее ёмко дать знания в области безопасности спасательного дела.

Программа включает в себя блоки различных видов туризма (пеший, водный, лыжный). Работа с такими блоками позволяет с высокой степенью достоверности проиграть реальную экстремальную ситуацию, связанную с риском для жизни, воспитывая при этом такие качества как чувство ответственности за себя и окружающих, наличие индивидуальности и навыки сотрудничества и соучастия, повышать самооценку и социальный статус обучаемых.

В последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России. Это связанно с ухудшением экологической обстановки, с увеличением чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и отсутствием навыков разумного поведения в повседневной жизни и в различных опасных ситуациях.

В деле защиты населения в опасных ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, остро  возникает необходимость выработки у населения привычек здорового образа жизни. Большая часть программы осваивается выполнением практических действий на тренировках. Возможно участие в профильных лагерях и соревнованиях «Школа безопасности» и слётах туристов-краеведов.

«Общая физическая подготовка с элементами лыжной подготовки»  Ходьба и бег на лыжах — вид физических упражнений, которым можно заниматься с дошкольного возраста. Основанный на естественных движениях (ходьбе, беге), лыжный спорт имеет перед каждым из них значительное преимущество, так как передвижение на лыжах требует участия гораздо большего количества мышц.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Общая физическая подготовка с элементами лыжной подготовки» имеет физкультурно-спортивную направленность, уровень усвоения программы базовый. При создании программы учитывались все последние достижения в области теории, методики и практики проведения занятий по лыжной подготовке. Программа позволяет приобщить детей к регулярным занятиям лыжным спортом и физкультурой.

Занятия лыжами имеют очень важную особенность: они проходят в холодное время года, всегда на свежем воздухе, что усиливает окислительные процессы в организме. При правильной организации и методике обучения ходьбе на лыжах занятия обладают большим оздоровительным эффектом, высокой эмоциональностью, стимулируют познавательные способности, служат прекрасным средством восстановления душевных и физических сил, а также сплочению в коллективе. Дополнительная общеобразовательная программа является модифицированной на основе примерных программ для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных  детско-юношеских школ олимпийского резерва в редакции Квашука П.В., издательство Москва 2004 и 2005 г.г. Программа рассчитана на четыре   года обучения для детей 7-10 лет.

Социально-педагогическая направленность
«Академия успеха» Программа авторская, предназначена для учащихся 12 -17 лет, рассчитана на два года обучения, уровень освоения – продвинутый. Программа направлена на всестороннее раскрытие и развитие лидерских качеств подростков. В основу программы вложена главная цель по формированию лидерских качеств учащихся, через социально значимую деятельность.

Программа «Академия успеха»  способна сформировать психологическую установку к активной  трудовой деятельности, оказать действенную  помощь в сознательном и правильном выборе профессии, жизненном и духовно нравственном самоопределении.

Программа  предполагает участие в досуговой, тематической деятельности, социальном проектировании. По завершению обучения учащиеся должны уметь управлять своим   эмоциональным состоянием, выявлять собственный опыт формирования имиджа и предъявления своих личностно – деловых качеств, уметь контролировать работу детских общественных объединений района,создавать и реализовывать проекты.

 «Барабанный дождь» (церемониальный отряд) Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Барабанный дождь» социально – педагогического направленности, предназначена для учащихся 14 -17 лет и рассчитана на четыре  года обучения.   Программа модифицированная на основе типовой программы М.Б.Коваль «Кружок юных горнистов и барабанщиков» и рабочей программы по внеурочной деятельности «Юный барабанщик» В.Ю.Суханова. Учебный курс предусматривает занятия,  как по теоретической, так и по практической подготовке учащихся. Практические занятия направлены на обучение основам барабанного боя, изучение и отработку маршей, а так же на отработку игры на барабане во время движения.

Главной целью программы является создание условий для активной, содержательной, системной деятельности обучающихся, родителей по становлению и личностному развитию детей в процессе формирования активной жизненной позиции. Программа ориентирует учащихся на высокие этические нормы поведения и жизни, активную гражданскую позицию, стремление к духовному обогащению и развитию, чувство патриотизма, гуманизма и толерантности,

уважение к родителям, знание, почитание и продолжение лучших традиций семьи, народа, стремление к здоровому образу жизни. Программа предоставляет возможность учащимся реализовать свои умения в показательных выступлениях, конкурсах разного уровня.

«Школа вожатых»  Проблема подготовки старшеклассников-вожатых для работы в летних лагерях при школах, центрах всегда была актуальной, нехватка инициативных подготовленных вожатых в лагерях остается по прежнему проблемой. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа вожатых» социально педагогического направления, рассчитана на один  год обучения,  для подростков 14 – 17 лет. Программа  модифицированная на основе авторской программы М.В.Михно «Школа подготовки вожатых». Уровень освоения – базовый. Программа «Школа вожатых» — это одна из форм развития социальной активности подростков, развитие лидерских качеств, ориентации на профессию педагога. Поскольку в Центре внешкольной работы есть необходимые условия для подобной работы, то данная программа является актуальной. Главная цель программы заключается в активации процессов самореализации и саморазвития подростков через возможности социально – активные позиции в подростковом сообществе. Тематический курс,  включает в себя обучение: работать с младшими школьниками, организовывать тематические дела и деловые игры. Результатом деятельности обучаемых, в «Школе вожатых», является устойчивый интерес к самосовершенствованию и прогрессивному развитию личности. К концу курса обучения ребята должны знать основные возрастные особенности детей, знать и применять технику безопасности в лагере с дневным пребыванием, уметь организовать и провести в группе детей подростков различные игры, эстафеты,   конкурсы. Успешные учащиеся становятся претендентами на трудоустройство помощником  вожатого в летний лагерь.
«Безопасное колесо»   Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Безопасное колесо» является экспериментальной с 2016года, утверждена педагогическим советом от 30.08.2016г. протокол №7. Образовательная программа имеет социально-педагогическую направленность и базовый уровень освоения. Срок реализации программы – три года обучения.  Программа рассчитана на возраст учащихся 9-12 лет.

Целью программы является создание условий для эффективной работы системы по пропаганде, безопасности дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Выработка навыков поведения на улице, дороге, перекрестках через решение проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения. Обучение грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на дороге.

Практическое закрепление знаний и умений по правилам вождения велосипеда на специально отведенной площадке. Воспитание ответственного образцового участника дорожного движения, активного агитатора безопасности дорожного движения.

Знатоки правил дорожного движения должны знать правила дорожного движения, основы безопасного поведения на дороге,

основные термины и понятия, используемые в ПДД, изучают навыки оказания первой помощи пострадавшим в ДТП.

Программа позволит воспитать у учащихся такие качества, как дисциплинированность, внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие их у человека становится причиной дорожных происшествий. Данная программа подразумевает именно подготовку юных велосипедистов к безопасному движению на дороге.

«Медведь» «Медведь» является модифицированной на основе авторской программы Тезнёва И.Л. «Готов к труду и обороне». Программа ВПК «Рубеж» (2013г.).  Она  имеет военно-патриотическую направленность, призвана решать проблему патриотического воспитания и  способствовать формированию у воспитанников общественно значимых ориентаций, готовности к несению военной службы, работе в силовых структурах государства, спасательных организациях.

Цель программы – военно-патриотическое воспитание молодёжи.

Содержание  программы  позволяет воспитывать у подростков уважение и любовь к Родине, её героическому прошлому,  к традициям Вооружённых Сил,  способствует  формированию знаний,  умений и навыков, необходимых для подготовки будущих защитников Отечества,  сохранению и укреплению здоровья,  развитию социальной активности обучающихся,  решению  проблемы расширения образовательного пространства.

Программа  ориентирована на учащихся в возрасте от 7 до 17 лет включительно и разработана на 3 учебных года. Режим занятий: I год обучения — 3 раза в неделю по 2 часа (216 ч. в год),  II год обучения  — 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год),  III год обучения  — 3 раза в неделю по 2 часа (216 ч. в год). Формы проведения занятий: групповая и индивидуальная. Для занятий необходим допуск врача и письменное разрешение родителей. При проведении полевых выходов, учений, стрельб, а также других занятий, связанных с выходом в поле, участием в военно-тактических играх и соревнованиях продолжительность учебного дня не регламентируется. При составлении данной программы   использованы   методики обучения подразделений специального назначения (МО, МВД, ФСБ РФ), методы и приёмы, описанные в учебной литературе  (по педагогике, возрастной физиологии, психологии и др.).Особое значение уделяется индивидуальной работе с каждым воспитанником.   Индивидуальный подход позволяет формировать не только разновозрастную группу, но и допускает участие в работе объединения девочек и девушек. Для взаимодействия с родителями используются такие формы работы, как: родительские собрания  и встречи тематического и организационного  характера, индивидуальные беседы. Педагог систематически  отслеживает теоретические знания воспитанников по основным разделам программы, владение специальной терминологией, практическими умениями и навыками, предусмотренные программой,  владением специальным оборудованием, оружием, снаряжением, инвентарём. В процессе обучения воспитывается активность, самостоятельность, воля, готовность подростка к службе в Вооружённых Силах РФ, желание поступить в высшие военные учебные заведения, работать в силовых и спасательных ведомствах страны.

Контроль по общей и специальной физической подготовке осуществляется по специальным нормативам для девушек и юношей, нормам ГТО.  Для определения эффективности образовательного процесса используются следующие способы отслеживания результатов: наблюдение,  опрос, тестирование и др.

Итогом реализации дополнительной образовательной программы являются фотовыставки, презентация объединения, военно-тактические учения и спортивные состязания, результативность детей по военно-прикладным видам спорта, при сдаче норм ГТО.

Естественнонаучная направленность
«Природа нашего села.Экомониторинг» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Природа нашего села. Экомониторинг» является модифицированной и  разработана на основе авторской программы Глазуновой Л.А, учителя биологии высшей квалификационной категории МБОУ «Зарубинская ООШ» Городецкого муниципального района Нижегородской области. 2014г.

Цель программы —  формирование экологической культуры личности детей и подростков.

По своему содержанию она является естественнонаучной, по функциональному предназначению  — учебно-познавательная. По форме организации — групповая и индивидуально-ориентированная. По времени организации – трёхгодичная, с периодичностью занятий – 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год). Программа предназначена для детей 7-17 лет и опирается на базовые знания учащихся по предметам: окружающий мир, биология, география, экология, математика, физика и химия,  информатика.

Основной формой занятий является практическая работа учащихся.  Новизна представленной программы состоит в том, что она позволяет непосредственно работать на особо охраняемой территории, не выходя за пределы населённого пункта.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что позволяет изучить вопрос положительного взаимодействия человека с природой на примере искусственно созданного биоценоза — памятника природы «Кедрачи», образованного на месте сплошной рубки деревьев для нужд Иннокентьевской судоверфи.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что рассчитана на детей, чьи предки и родители жили и трудились на этой территории.

Программа  «Природа нашего села. Экомониторинг.» разработана  с учётом современных образовательных технологий, которые отражаются в принципах обучения.

Важной её особенностью является применение дифференцированного, индивидуального обучения в силу разновозрастного состава группы, разного уровня подготовленности учащихся к поисково-исследовательской работе, сравнению, освоению и переосмыслению полученного материала, а также  наличию детей с ОВЗ, обучающихся по вспомогательным программам и с задержкой психического развития. Имеется  возможность обучения детей не только с психологическими заболеваниями и отклонениями, но и с нарушениями физического здоровья. В связи с наличием таких детей, большое внимание уделено экскурсионной работе на свежем воздухе, работе с первоисточниками, методике камеральной обработки материалов и оформлению полученных результатов.

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих в этой области является то, что она построена с учетом сезонных природных изменений (времен года).

Программа  основывается на поисково-исследовательской и проектной деятельности учащихся, способствует воспитанию инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края.

Контроль и управление образовательным процессом осуществляется через анализ результатов деятельности детей, наблюдений, систематизации и классификации полученных знаний, презентацию и защиту тематических вопросов, умение составлять графики и сравнительные таблицы, делать выводы.

Основными формами и методами подведения итогов реализации программы являются:  педагогическое наблюдение, тестирование и анкетирование, защита презентаций, организация  фотовыставок, публикации материалов на школьном сайте, в районной газете, выпуск листовок, стенгазет, участие детей в акциях, конкурсах, конференциях, научных чтениях.

«Эковертикаль» Программа авторская. Целью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Эковертикаль» является формирование экологической культуры у учащихся и вовлечение их в практическую природоохранную деятельность. Основные задачи программы:

– познакомить учащихся с природой родного села, района, ее экологическим состоянием;

– сформировать навыки исследовательской деятельности в природе;

– сформировать потребность в природоохранной деятельности посредством проведения экологических акций.

Программа рассчитана на учащихся, получивших начальное экологическое образование. Отличительной особенностью программы является то, что она имеет региональную направленность и дает возможность обучающимся познакомиться с природой родного района во всем его многообразии, способствует развитию мировоззрения, ценностных ориентаций, активной деятельности по охране окружающей среды. Программа предполагает тесное взаимодействие с социальными партнерами: ФГБУ «Национальный парк «Анюйский» и комитетом по природо- пользованию отдела экономического развития администрации Нанайского муниципального района, краеведческим музеем. Ряд занятий и мероприятий проходит на территории национального парка. Необходимой частью программы являются экскурсии в краеведческий музей и Центр нанайской культуры и этнографии. В результате обучения по программе учащиеся будут знать природу родного района, антропогенное влияние на природу, приемы рационального природопользования; будут уметь вести дневники наблюдений, а также применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству Срок реализации – 2 года, возраст учащихся 11–17 лет. Направленность программы – естественнонаучная. Уровень освоения – базовый.

Туристско-краеведческая направленность
«Краеведение» Данная программа модифицирована на основе авторской программы Л.Я. Ивановой «Юный краевед» и рассчитана на работу с разновозрастной группой учащихся в возрасте 10-17 лет.

Программа объединения «Краеведение» относится к туристско-краеведческой направленности. Набор детей свободный, состав группы – постоянный, преобладающие занятия – групповые.

Срок реализации программы: 2 года, 3 часа в неделю.

Цель программы: формирование экологической культуры личности на основе вовлечения обучающихся в различные виды деятельности: познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную по изучению уникальной территории Хабаровского края.

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих является включение ребят в активную природоохранную деятельность, конкретность и наглядность результатов работы, оформление работы в современной форме (исследование или проект).  Данная программа позволяет более широко использовать такие формы работы, как эколого – краеведческие экскурсии, использовать теоретические знания для выполнения практических заданий, а также уделять больше внимания полевой практике, обеспечивающей возможность научного познания.

Новизной данной программы является выполнение учащимися групповых экологических исследовательских работ и проектов.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

— портфолио достижений учащихся в различных мероприятиях (дипломы, грамоты, сертификаты и т.д.);

— исследовательские проекты и работы учащихся по эколого-краеведческому направлению.

Обучение по образовательной программе заканчивается итоговым занятием. Оно может быть проведено в форме вечера или конференции, отчетов, докладов, в виде презентаций объединения и его рекламы на следующий год.

В связи с тем, что часто учащиеся выполняют исследовательские проекты по своей инициативе и с учетом направленности познавательных интересов целесообразно при оценке результатов деятельности использовать нетрадиционную систему оценивания – портфолио-оценку или портфель достижений учащимися.

Планируемые результаты:

-получение учащимися умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления и социальной активности;

-формирование навыков исследовательской и поисковой работ;

-проявление чувства патриотизма и любви к родному краю;

-знание методов исследования своего края; причины, проявление, последствия, пути решения экологических проблем; исторические этапы формирования экологической ситуации на территории Хабаровского края и возможности ее оптимизации в разное историческое время.

Учащиеся должны уметь:

-работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания;

-составлять доклады, рефераты, проектные и исследовательские работы;

-применять полученные знания на практике;

-практиковаться проводить экскурсии по школьному музею;

-самостоятельно собирать и обрабатывать исторический материал;

-анализировать необходимые данные из различных источников для изучения и решения экологических проблем своей местности; оценивать природно-ресурсный потенциал территории Хабаровского края, экологическое состояние отдельных компонентов, территорий и области в целом; применять знания в конкретной практической деятельности по улучшению экологической ситуации своей местности;

-выражать отношение к экологическому состоянию территории проживания, природным и культурным ценностям.

«Юные туристы» Туристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует все­стороннему развитию личности ребенка и направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изу­чению природных особенностей нашей Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности, профилактике подростковой преступности, наркомании, алкоголизма и  табакокурения. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Юные туристы» составлена с использованием инвариантных блоков, предусматривающих базовую подготовку любого туриста. Вариативная часть программы отвечает направленностью на определенную специализацию.

Предусматривает приобретение учащимися основных знаний о своем крае, технике и тактике туризма, ориентирования на местности, ведения краеведческих наблюдений и исследований, оказания первой медицинской помощи, а так же приобретение необходимых знаний, умений и навыков для получения спортивных разрядов по туризму, туристскому многоборью, спортивному ориентированию, званий «Юный турист России», «Турист России», «Юный судья», «Младший инструктор туризма».

Содержание программ первого и второго года обучения предполагают освоение учащимися основ туризма, ориентирования, краеведения, знакомство с проведением туристских соревнований (в качестве участников). Со второго года обучения начинается введение в специализацию — инструкторская подготовка. С третьего года начинается специализация в одном из видов туризма (пешеходный, водный, лыжный, горный, велосипедный).

Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется педагогом в зависимости от местных условий деятельности объединения.

После каждого года обучения за рамками учебных часов планируется проведение зачетного степенного или категорийного похода, многодневного туристского мероприятия — похода, слета, соревнований, туристского лагеря, сборов и т.п.

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей общеобразовательных учреждений, рассчитана на 4 года обучения, возраст учащихся от 7-12 лет. После прохождения четырехлетнего цикла педагог может дополнить образовательную программу, исходя из своего опыта, специализации, интересов и навыков детей.

«Юные историки краеведы» Дополнительная общеобразовательная программа «Юные историки-краеведы» является модифицированной и разработана на основе авторской программы Кацупий М.В., зав.отделом экскурсий и путешествий, педагога дополнительного образования ХК ЦДЮТ и Э. Программа изменена с учётом использования местного краеведческого материала, местных традиций и условий, интересов сельских детей и их родителей.

Целью дополнительной образовательной программы «Юные историки-краеведы» является создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, нравственного и творческого развития личности средствами туристско-краеведческой деятельности.

Программа является комплексной и интегрированной, сочетающей в себе курсы истории, экскурсоведения и туризма, включает сведения из географии, литературы, культурологи, археологии и этнографии, По своей направленности она является туристско-краеведческой. По функциональному предназначению – учебно-познавательной и прикладной.

По времени реализации программа является двухгодичной. Она рассчитана на учащихся 1 — 9 классов. В случае необходимости программа может быть использована и в течение более длительного срока. Время, отведённое на обучение, составляет 216 часов в год.

Занятия предполагается проводить в форме лекций, бесед, встреч с краеведами, учёными, экскурсий, походов. Кроме того, предусмотрены различные формы самостоятельной работы: подготовка сообщений, рефератов, разработка экскурсий, работа с архивными материалами, в библиотеке, музее.

Новизна программы заключается в совмещении туризма, краеведения,   активного отдыха, поисково-исследовательской и научно-познавательной деятельности, использовании современных технологий сбора и обработки краеведческого материала, работе с первоисточниками.

Педагогическая целесообразность программы определяется социальной значимостью и направленностью на организацию социально полезной деятельности воспитанников.

Данная программа направлена на формирование у учащихся целостного восприятия окружающего мира, на развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы, физического и нравственного здоровья, на воспитание любви к малой родине и России, на  формирование общечеловеческих ценностей. Она даёт возможность также углубить и расширить имеющиеся знания по географии, истории, биологии и ботанике, ОБЖ, экологии, экономике родного края и другим школьным предметам.

Педагогическая значимость данной программы заключается в том, что в ней большое внимание  уделяется командной деятельности.

К концу обучения предполагается, что обучающиеся, получив прочные, глубокие знания по краеведению, смогут подготовить и выступить с сообщениями, докладами на уроках истории, районных и краевых краеведческих конференциях, провести экскурсии по памятным историческим местам своего населённого пункта, а некоторые, возможно, выберут профессию экскурсовода, учителя истории и т.п. Туристические знания и умения будут способствовать более успешному освоению школьных курсов по географии, ОБЖ, биологии, позволят успешно выступать на туристических слётах и соревнованиях.

«Юные туристы краеведы»  Дополнительная общеобразовательная программа объединения «Юные туристы-краеведы»  имеет туристско-краеведческую направленность, модифицированая на основе программы «Юные туристы-краеведы» Краевого центра туризма краеведения и спорта, Хабаровск 2012г.Программа рассчитана на учащихся в возрасте 11-16 лет.

В условиях современного мира, когда технологии ограничивают физическую активность человека, возникает необходимость целенаправленного воспитания в подрастающем поколении активного, здорового образа жизни.  Данная программа даёт возможности наиболее ёмко дать знания в области автономного существования в естественных условиях. Расширить знания в области краеведения.

Программа включает в себя блоки различных видов туризма (пеший, водный, лыжный). Работа с такими блоками позволяет с высокой степенью достоверности проиграть реальную экстремальную ситуацию, связанную с риском для жизни, воспитывая при этом такие качества как чувство ответственности за себя и окружающих, наличие индивидуальности и навыки сотрудничества и соучастия, повышать самооценку и социальный статус обучаемых.

Программа предполагает развитие компетентности в области краеведения. Навыков сбора и обработки краеведческого материала. Актуальность программы заключается в том, что в эпоху мировой интеграции охота к перемене мест является характерной чертой многих людей. У россиян появилось больше возможностей для путешествий, экскурсий, занятий туризмом. Существует большое количество туристических фирм, открываются учебные заведения по подготовке организаторов туризма. Туристические навыки могут пригодиться и при преодолении чрезвычайных ситуаций, в которые современный человек попадает, к сожалению, очень часто. Да и в повседневной жизни могут пригодиться такие навыки как преодоление естественных преград, оказание первой доврачебной помощи, приготовление пищи в полевых условиях. Для таких людей издается множество книг, специальных журналов и выходят телепередачи. Отличительная особенность данной программы дополнительного образования «Юные туристы-краеведы» заключается в том, что занятия в течение учебного года сочетают теорию и практику. Особое внимание уделяется практическим занятиям на свежем воздухе. Большая часть программы осваивается выполнением практических действий на тренировках. Возможно участие в профильных лагерях и  слётах туристов-краеведов.

 

Скачать: АННОТАЦИИ К ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ