Конспект занятия: «Открой в себе лидера!»

Конспект занятия

 в объединении «Академия успеха»

Тема: «Открой в себе лидера!»

Место проведения: МАУДО ЦВР.

Дата проведения: 15. 03. 2017.

Тема: Открой в себе лидера!

Цель: создание условий для выявления лидерского потенциала у обучающихся.

Оборудование:

-мультемидийное.

-листочки и ручки по количеству участников.

Ход занятия:

  1. Приветствие детей.

Добрый день дорогие ребята! Сегодня наше занятие будет интересным и познавательным! Давайте рассуждать.

  1. Вводная часть.

Что делает человека лидером? Сторонники ТЕОРИИ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ утверждают, что человек, который обладает определенным набором личностных черт, будет хорошим лидером независимо от характера ситуации, в которой он находится.

Если эта теория верна, то должны существовать какие-то ключевые черты личности, делающие человека лидером. Что это: высокий интеллект, харизма (обаяние), общительность, смелость? Или их сочетание? Что лучше: быть экстравертом или интровертом? Должен ли правитель быть абсолютно безжалостным? Или лучшими руководителями являются высокоморальные люди? Или же главное значение имеет не сама личность лидера, а социальные характеристики окружения, в котором она формировалась: состав семьи, образование, прежние занятия?

Большинство исследователей данной темы считают, что ЛИДЕРСТВО – это не личностные качества, не полномочия, не мотивация и не идеология. Это СИСТЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ, когда один человек выступает с инициативой и берет на себя ответственность за действия группы и их возможные последствия, а другие готовы следовать предложенной инициативе и прикладывать для этого значительные усилия. Рядом с ЛИДЕРОМ стоит УПРАВЛЕНЕЦ. Есть ли между ними разница? Давайте разберём стили лидерства.

СТИЛИ ЛИДЕРСТВА

Диктаторский стиль: «Делай, как я сказал!»

Авторитетный стиль: «Я  знаю, что ты сможешь это сделать!».

Партнерский стиль: «Давай сделаем вместе!»

Демократический стиль: «Делай, как ты хочешь».

Образцовый стиль: «Делай, как я, повторяй за мной!»

Наставнический стиль: «Я научу тебя, как надо это делать!»

А как вы думаете, ребята, что значит быть лидером?

 

БЫТЬ ЛИДЕРОМ – значит:

1.знать кто такой ЛИДЕР и кто Я

2.уметь вести за собой

3.принимать себя и окружающих такими, какие есть

4.быть уверенным в себе

5.знать то, чего хочешь

6.уметь ставить и достигать цели

7.уметь моделировать, строить, анализировать и      принимать решения

 

АЛГОРИТМ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ

  • Анализ цели: спросите себя: «Что значит – достичь цели?»
  • Оцените и запишите, на каком этапе осуществления цели вы сейчас находитесь, что вы уже знаете, можете?
  • Оцените свои возможности: что у вас для этого есть (личностные качества, умения, средства).
  • Точная конкретизация каждого действия во времени: определите, в какие сроки и за какое время вы сделаете каждый шаг?
  • Осуществите то, что вы наметили
  • Проверьте и проконтролируйте результаты

 

ЛИДЕРСТВО – это не личностные качества, не полномочия, не мотивация и не идеология. Это система взаимоотношений в группе, когда один человек выступает с инициативой и берет на себя ответственность за действия группы и их возможные последствия, а другие готовы следовать предложенной инициативе и прикладывать для этого значительные усилия.

 

ЛИДЕР – это член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать влияние на поведение остальных участников группы. Лидер – это первый среди равных. Он не командует, за ним идут.

 

ЛИДЕР ЛИ ТЫ?

Лидерами не рождаются, ими становятся. Во многих есть задатки лидера, но не у каждого есть возможности и способности, чтобы развить и закрепить их самостоятельно. Твой возраст является одним из важных этапов жизни человека, когда ты сможешь сформировать в себе качества, необходимые лидеру!

 

       ТЫ ЛИДЕР, ЕСЛИ:

1.в любой момент можешь побудить членов группы на совершение «нужных» поступков;

2.умеешь убеждать, а не приказывать;

3.умеешь просить, а не распоряжаться.

 

ЛИДЕРА характеризует наличие организаторских способностей – такое сочетание индивидуальных свойств личности, которое позволяет человеку быстро, надежно и уверенно организовывать людей на выполнение какого-нибудь дела.

Индивидуальные задания.

 

Отметь «галочкой» в пустом столбце таблицы «Составляющие организационных способностей» присутствующие у тебя качества.

Компетентность Ты знаешь то дело, которое требуется организовать  
Активность Ты умеешь действовать напористо, энергично при решении поставленных задач  
Инициативность Творчески проявляешь активность, выдвигаешь идеи, предложения.  
Общительность Ты открыт для других, готов (хочешь и можешь) общаться с людьми.  
Сообразительность Можешь дойти до сущности явлений, видишь их причины, следствия, умеешь определять главное.  
Настойчивость Ты проявляешь силу воли, упорство, умеешь доводить дело до конца.  
Самообладание Ты можешь контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях.  
Работоспособность Ты вынослив, способен вынести напряженную работу, длительное время не уставать.  
Наблюдательность Ты умеешь видеть, мимоходом отметить примечательное, сохранять в памяти детали .  
Самостоятельность Ты независим в решениях, умеешь сам находить пути выполнения задач, брать на себя ответственность.  
Организованность Ты способен подчинять себя необходимому режиму работы, планировать свою деятельность.  
Умение    подчиняться Требуя подчинения от других, ты и сам тоже умеешь подчиняться.  
Объективная оценка Ты умеешь отметить недостатки тех людей, которые тебе симпатичны, и достоинства тех, к кому ты относишься с предубеждением.  
Самокритика Ты можешь объективно, непредвзято оценить свою работу.  
Авторитет Тебя и твое мнение уважает большинство группы.  

Подсчитай количество «галочек». Если их больше пяти, то у тебя есть лидерский потенциал, если их больше десяти, то твои лидерские качества хорошо проявлены.

 

Быть лидером непросто, это – нелегкий труд. Потому что ты, как лидер, ведешь за собой, и твоему примеру подражают многие.

 

Теперь ответь себе:

ТЫ – ЛИДЕР?

 

  1. Практическая часть занятия.

Упражнение «Сбор рукопожатий»

Собрать как можно больше рукопожатий у всех присутствующих. По окончании выделяется победитель.

Анализ: Кто сколько собрал? Почему? Чем отличается тот, кто много собрал, от остальных?

 

 

Упражнение «Пальцы»

Участники в кругу. Каждый сжимает руку в кулак, и по команде ведущего все «выбрасывают» пальцы. Группа стремится к тому, чтобы все участники независимо друг от друга выбросили одно и то же число. Запрещено договариваться, перемигиваться, и другими «незаконными» способами пытаться согласовать свои действия. Игра продолжается до тех пор, пока не достигнет своей цели.

Анализ: Выявляются лидеры – те, кто постоянно «выбрасывал» свое число пальцев и те, кто под них подстраивался – ведомые. Возможно появление «негативиста», упорно гнущего свою линию даже после того, как между остальными участниками уже достигнуто определенное согласие.

Упражнение «Шеренга»

Задание выстроиться в шеренгу по определенному признаку, например: — в алфавитном порядке первых букв имени (Анна, Борис, Виктория и т.п.);

— по месяцам (числам) рождения;

— по цвету глаз, от темных к светлым;

— по размеру обуви и др.

Анализ: Обратить внимание – кто из ребят пытался организовать всех, чьей воле подчинились остальные.

Упражнение «Солнечная система»

Представьте  себя какими — то объектами солнечной системы и занять места в соответствии с задуманной ролью.

Анализ: Обратить внимание на ролевой расклад: вероятнее всего яркие лидеры изберут роль Солнца или Земли, обратить внимание на тех – кто выбрал роль планет- спутников или дальних планет. Скорее всего это ведомые ребята или избегают лидерских позиций.

Упражнение «Узлы»

Необходимо встать в круг плечом к плечу с вытянутыми вперед руками. Теперь они должны дотянуться до других участников и схватить их за руку, так что каждый будет держать за руку двух человек из круга, но не своих ближайших соседей (результатом будет большой узел из рук!).

Попросите ребят распутать узел, не выпуская руки друг друга.

Примечание. Участникам придется переступать через чьи – то руки или подлезать под них. Всего лишь немного терпения, и в результате, ко всеобщему удивлению, у вас получится один или два больших круга.

Анализ.

  • Спросите у группы, как они взаимодействовали, чтобы распутать узел.
  • Был ли процесс демократичным?
  • Сколько было найдено путей решения проблемы?
  • Все ли высказывали свои предложения или один человек взял на себя роль лидера и руководил всем процессом распутывания?

               Рефлексия. Подведение итогов занятия:

  • У всех есть лидерские способности, но развиты они у всех в разной степени, умелый лидер не давит авторитетом, а поднимает остальных до своего уровня.
  • Не хватайся за все сразу. Дай другим реализовать свои способности.
  • Каждый может стать лидером в том деле, которое знает лучше других.

4  Лидер может обладать множеством положительных качеств, но главные из них – доступность, доброжелательность, добропорядочность.

До свидания ребята, до следующего занятия.